Развернутая на страницах прессы и тематических конференциях жаркая дискуссия вокруг хлора и гипохлорита натрия наши оппоненты стараются направить в русло «что лучше с точки зрения производителя питьевой воды: хлор или гипохлорит?», забывая о качестве питьевой воды в кране потребителя - гражданина России, ради которого они и работают и который обеспечивает их заработной платой, отчисляет иные платежи в надежде на то, что он получит качественную питьевую воду. А наша позиция гораздо проще: мы не против гипохлорита и тем более не против хлора, так как производим и готовы поставлять собственное оборудование для дозирования и того, и другого хлорреагента. Если посмотреть на схемы, представленные на сайте www.kravt.ru, то не трудно заметить идентичность оборудования для автоматического дозирования и хлора, и гипохлорита.
Нас интересует иное – истина, а именно: достоинства и недостатки хлора и гипохлорита как дезинфектантов и рациональное использование их в технологиях водоподготовки[1,2]. Перефразируя известного литературного героя в данной ситуации можно сказать: «Вы наши друзья, но истина дороже». Считаем необходимым в процессе дискуссии не забывать уже известные научные факты, ссылаясь на которые можно обеспечить объективность.
Прежде всего, в очередной раз подчеркнем, что без хлора или без гипохлорита ну никак нельзя, если вода распределяется потребителям через водопроводную сеть, так как только хлор (а он содержится и в гипохлорите) обладает эффектом последействия или пролонгированного действия, благодаря которому гарантируется бактериологическая безопасность воды в любой точке распределительной сети вплоть до крана каждого потребителя. Что поделаешь, так устроена жизнь. И если кому-то не нравится хлор, жаль, но это его проблемы. Без хлорирования нельзя, если есть водопроводная сеть! Надеемся, что это понятно.
Итак, чистую воду (и артезианскую тоже) надо хлорировать, прежде чем направлять ее в водопроводную сеть (для справки: в России более 50 тысяч водопроводных сетей). Чтобы уяснить чем хлорировать в каждом конкретном случае, давайте проанализируем диаграмму, представленную на рис.1, которая показывает состояние системы вода-хлор в зависимости от значения водородного показателя воды рН независимо от того, как туда попал хлор: в виде чистого хлора или гипохлорита [3,4].
Общеизвестно, что качество обеззараживания воды хлорсодержащими реагентами зависит от значения водородного показателя рН, так как именно значение рН воды определяет формы соединений хлора в воде и их активность. И эта диаграмма весьма точно демонстрирует проявление таких качеств хлором (рис. 1).
При низких значениях рН (от 0 до 3) преобладают молекулярный хлор Cl2 и в верхней половине этого диапазона начинает образовываться, хлорноватистая кислота НСlO, возрастая количественно так, что уже в диапазоне значений рН от 3 до 6 в воде присутствует только хлорноватистая кислота НСlO. А далее (рН>6) хлорноватистая кислота распадается на ионы Н+ и ClO− , а при рН>9 HСlO переходит полностью в гипохлорит-ион ClO− .
Таким образом из диаграммы на рис. 1 следует, что в зависимости от значения рН воды существуют зоны стабильности хлорреагентов в воде: зона Cl2 , зона HСlO , зона ClO− (зона гипохлорита), в которых не проявляется их активность, и зоны нестабильности: зона Cl2 - HСlO (рН=1,5-3,5), зона HСlO - ClO− (рН=6-9). Так как рН воды поверхностных источников составляет 6,5-8,5, то вторая зона нестабильности должна быть предметом нашего внимания, так как именно в этой зоне проявляется высокая бактерицидная активность, причем наивысшая бактерицидная активность соединений хлора проявляется в диапазоне рН от 7,0 до 7,5, где концентрации гипохлорит-ионов и хлорноватистой кислоты сопоставимы.
Рис. 1. Соотношение содержания форм соединений хлора в воде в
зависимости от значения рН
Объясняется данный факт тем, что указанные соединения, являясь сопряженными кислотой и
основанием (HClO + H2O → H3O+ + ClO−; ClO− + H2O → HClO + OH−), образуют в указанном
диапазоне значений рН метастабильную систему, способную генерировать ряд соединений и частиц,
обладающих гораздо большим антимикробным действием, нежели хлорноватистая кислота: 1О2 -
синглетный молекулярный кислород; ClO - гипохлорит-радикал; Cl - хлор-радикал (атомарный
хлор); O — атомарный кислород; ОН — радикал гидроксида. Катализаторами реакций с участием
хлоркислородных соединений являются ионы H+ и OH−, существующие в воде также приблизительно
в равном количестве при значениях рН, близких к нейтральному, равному 7-7,5 [5].
А теперь вернемся к вопросу: хлор или гипохлорит?
1. Известно, что низкоконценрированный гипохлорит натрия, производимый
непосредственно на объекте, и концентрированный гипохлорит натрия, производимый
самостоятельным предприятием химического профиля, представляют собой водный раствор
хлора и щелочи (NaOH) со значением рН таких растворов более 9 и более 12 соответственно,
что объясняется неизбежным присутствием в каждом из этих растворов щелочи в меньшем
или большем количестве. Это значит, что согласно диаграммы рис.1, гипохлорит имеет место
быть только в зоне значений рН свыше 9 единиц. А эта зона есть зона стабильности, а не
бактерицидной активности соединений хлора. И это фатально неустранимо, так как если
убрать из гипохлорита излишнюю щелочь, чтобы соответствовать зоне наивысшей
бактерицидной активности, то это уже будет не гипохлорит, а раствор хлора в очищенной
природной воде, который называется хлорной водой.
2. Как хлор, так и гипохлорит производятся по одной и той же технологии, основу которой
составляет электролиз поваренной соли (NaCl). Эта технология хорошо отработана, так как
достаточно давно используется для промышленного производства каустической соды (NaOH). Причем
чистый хлор, а также водород, являются побочными продуктами этого производства. А так как их
появление неизбежно в этом производстве, то технология их доведения до товара также давно и
детально отработана.
Для того, чтобы на основе этой технологии получать гипохлорит натрия (NaClO), достаточно в
электролизере убрать диафрагму, разделяющую анод и катод. При этом конечным продуктом будут:
гипохлорит натрия, водород и в меньшем количестве – хлор, так как происходит его непрерывное
испарение из раствора гипохлорита. Причем в таких действующих технологиях водород и хлор
выбрасываются в атмосферу (рис.2), а гипохлорит содержит лишь 0,6% хлора[6,7].
Рис.2. Установка «Хлорэфс» производства НПП «ЭКОФЭС»
3. Чистый хлор как побочный продукт производства каустической соды стоит 12 рублей за 1 кг. А сколько стоит гипохлорит, эквивалентный 1 кг чистого хлора? Определим его себестоимость по укрупненным затратам на его производство, рассчитанным на основе опубликованных данных, взяв за основу установку «Хлорэфс»:
1. Эл. энергия - 15 руб.
2. Амортизация оборудования - 12 руб.
3. Соль - 20 руб.
4. Вода - 2 руб.
5. Реагенты - 20,5 руб.
6. Заработная плата - 2,5 руб.
________________________________________________________
Итого (себестоимость гипохлорита) - 72 руб. на 1 кг экв. хлора.
И это только себестоимость, а не отпускная цена. К сожалению, получилось намного дороже чистого хлора. Извините, оппоненты, мы пользовались вашими данными [6,7]. Может мы где-то ошиблись. Согласны пересмотреть эти цифры, если нарушили объективность. Но этого следовало ожидать. Если при производстве каустической соды кроме нее поступают в продажу водород и чистый хлор (на 1кг соды приходится 0,89 кг хлора и 0,03 кг водорода), то производственные затраты на этом предприятии покрываются продажей трех вышеназванных продуктов. А чем должны покрываться затраты небольшого по объему производства заводика «Хлорэфс», работающего на водоканале? Только тарифом на питьевую воду, так как кроме гипохлорита, идущего на обеззараживание воды на этом водоканале, никаких дополнительных или побочных продуктов этот заводик не производит. А мог бы производить, если бы его создатели не убрали диафрагму из электролизера! Тогда бы появились и сода, и водород от продажи, которых, согласно действующим ценам, можно было бы получить доход
в 59 рублей на каждый килограмм полученного хлора и практически полностью компенсировать
затраты. Но, увы, в страхе перед хлором создатели производства низкоконцентрированного
гипохлорита напрочь забыли про экономику.
Вывод: с переходом на гипохлорит должен прилично возрасти тариф на питьевую воду,
иначе Водоканал может стать банкротом. А гражданину России это надо? Можно было бы с этим и
согласиться, если бы качество питьевой воды стало бы хоть чуть-чуть выше. Но увы, эта сторона
вопроса не выдерживает никакой критики.
4. Если в чистую воду вводится чистый газообразный хлор, то ничего более не вводится, т.е.
введение хлора не влияет на качественные показатели воды и если его полностью израсходовать на
обеззараживание (а это можно обеспечить точной дозировкой в автоматическом режиме), то качество
воды останется прежним.
Если в чистую воду вводится гипохлорит, то это значит, что вводятся не только компоненты,
определяющие его химическую формулу NaClO, но и иные составляющие, необходимые для его
приготовления. Их можно определить, например, проанализировав технологический процесс
приготовления низкоконцентрированного гипохлорита на современной установке «Хлорэфс» [6,7],
схема которой представлена на рис.2.
Установка "Хлорэфс" включает следующие технологические узлы: солерастворитель;
декарбонизатор; электролизеры; резервуары для хранения приготовленного гипохлорита натрия;
кислотное хозяйство для промывки электродной системы и декарбонизации воды. Из этой технологии
следует, что в воду дополнительно вводятся не улучшающие ее качество химические компоненты,
являющиеся примесями используемой соли и реагентов, а также продукты их взаимодействия. И
сколько же вводится в чистую воду этого неконтролируемого по составу балласта?
Так как произведенный на минипредприятии «Хлорэфс» гипохлорит содержит лишь 0,6% хлора
(а остальное и есть балласт) то нетрудно подсчитать, что введение в чистую воду 10 кг чистого хлора,
например в час (одна пятая объема баллона для хлора), что реально для многих станций
водоподготовки и соответствует производительности установки «Хлорэфс», равнозначно введению в
туже чистую воду 1667 литров гипохлорита в час (!!!!), в котором 1656 литров этого балласта (!!!!).
Если читателя эти цифры не впечатлили, то предлагаю оценить суточное производство: 41 тысяча 675
литров гипохлорита в сутки (!!!!) вместо 240 кг хлора (четвертая часть контейнера). Есть ли здравый
смысл в таком предприятии, КПД которого ниже даже паровоза? Напомним, что КПД паровоза
порядка 9% в то время как КПД этого «чудо-предприятия» всего лишь 0,6%. Но даже забыв о здравом
смысле, можно констатировать: гипохлорит снижает качество питьевой воды.
5. А теперь самое главное. Гипохлорит – это раствор хлора в воде при рН>9 (см. рис.1),
т.е. гипохлорит имеет щелочной характер, так как его наличие в воде неизбежно связано с
наличием в воде щелочи NaOH и его ввод в обрабатываемую воду приводит, с одной
стороны, к повышению уровня рН, хотя и незначительному, а с другой – нарушается
химическое равновесие в питьевой воде (изменение рН и концентраций компонентов), а на
процесс его восстановления с учетом внесенных изменений затрачивается от нескольких
часов до нескольких десятков часов, поскольку в таких системах (сверхразбавленные
растворы) скорость процессов в большей степени определяется принципом Ле Шателье [8].
Согласно этому принципу, «система, находящаяся в состоянии устойчивого химического
равновесия, при внешнем воздействии (изменении температуры, давления, концентрации
реагирующих веществ и т.д.) стремится вернуться в состояние равновесия, компенсируя
эффект воздействия» [8], т.е. гипохлоритные ионы все это время будут медлить переходить в
активную форму, что весьма негативно должно сказаться на обеззараживании воды.
А что же с хлором? При обеззараживании воды хлором, растворяясь в воде, хлор не влияет на рН
воды, т.е. ни коим образом не дестабилизирует систему с точки зрения ее химического равновесия, а
значит, и бактерицидной активности.
По всей вероятности именно этим объясняются худшая бактерицидная активность
обеззараживающего раствора на базе гипохлорита, доказанная проведенными научными и
экспериментальными исследованиями: гипохлорит замедляет процесс обеззараживания, неэффективен
против цист и споровых форм микроарганизмов, не в состоянии обеспечить удаление биопленок с
поверхности трубопроводов, которые благоприятны для развития микроорганизмов и вторичного
загрязнения воды, значительно увеличивает вероятность образования тригалометанов (ТГМ), что
ухудшает качество воды, и процесс образования ТГМ растягивается во времени до нескольких часов.
Вывод здесь весьма однозначен: гипохлорит имеет худшую бактерицидную активность.
Авторы «Хлорэфса» говоря, что они внедряют безопасную технологию, тем не менее, получили разрешение на применение Ростехнадзора (РРС 00-29825 от 07.06.2008). А мы добавим, что с гипохлоритом соседствует опасность для обслуживающего персонала. Рассматривая схему работы электролизера, производящего низкоконцентрированный раствор гипохлорита натрия из раствора поваренной соли в проточном электрохимическом реакторе, следует отметить, что в емкости с готовым раствором гипохлорита образуется не чистый водород, а взрывоопасная смесь, состоящая из водорода, кислорода и хлора. Только вентиляция взрывоопасных электролизных газов (см. рис.2) приводит к бесконтрольному рассеванию в атмосфере хлора, что не допустимо и поэтому применение на объекте электролизеров должно предусматривать устройства нейтрализации выбросов хлора. Более того, потенциальной опасностью гипохлорита является его полная несовместимость с кислотами. Поэтому наиболее крупные аварии случаются при смешивании гипохлорита с кислотами, что приводит к выбросу газообразного облака хлора при этом следует учесть, что выделяется в таких случаях влажный хлор, который при проникновении в легкие не вызывает болевых ощущений, поэтому наиболее опасен и приводит к большим жертвам (а в установке «Хлорэфс» одним из основных реагентов является соляная кислота). С другой стороны, имеют место постоянные газовыделения в ходе естественного разложения гипохлорита. Поэтому в случаях, когда гипохлорит оказывался между двумя закрытыми запорными устройствами, наблюдались взрывы шаровых клапанов, фильтров, и других устройств. Причем в составе выделяемых газов опять содержится хлор, поэтому помещения насосных, туннелей, фильтровальных установок и других аналогичных пространств потребовалось оснастить системами очистки воздуха, причем такими, которые также обеспечивают нейтрализацию выделяющегося хлора. Возникают проблемы и с подбором оборудования, и с его эксплуатацией в среде растворов гипохлорита, обладающих очень высокой коррозионной активностью. При использовании вместо газообразного хлора гипохлорита натрия в процессе ввода этого реактива в систему трубопроводов для его разбавления там образуется осадок, состоящий из гидроксида магния и диоксида кремния, забивающий водные каналы, поэтому требуются дополнительные мероприятия и по предотвращению кальцинации арматуры, особенно точек ввода – инжекторов и диффузоров.
Из сказанного выше следует, что применение раствора гипохлорита вне зависимости от способа его получения (промышленный или на локальных установках) в сравнении с хлором не только не снижает опасность происшествий и аварий на производственных объектах водоподготовки, но и способствует интенсивному разрушающему воздействию на технологическое оборудование, способствуя досрочному выходу его из строя. Вывод: гипохлорит не менее опасен, чем хлор.
«Но хлор же очень-очень опасен, его в Первой мировой войне применяли как отравляющее вещество, а значит будет страдать и персонал, обслуживающий хлорное хозяйство» - такую фразу непременно выскажут сторонники гипохлорита. А гражданин РФ (потребитель питьевой воды) на это ответит: «мне нужна качественная питьевая вода, а защита персонала – проблема водоканалов, соблюдайте требования ПБ09-594-03 «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора» и все будет в порядке». А эрудит добавит: «наденьте персоналу, в крайнем случае, противогаз, так как благодаря его изобретению хлор никогда больше не применялся в войнах в качестве боевого отравляющего вещества».
А к вопросу опасности гипохлорита своевременным является решение, вынесенное на совещании Ростехнадзора по теме: «Состояние и перспективы развития хлориспользующих объектов систем водоподготовки ЖКХ» в апреле 2008 года, в котором отмечалось, что объекты, на которых применяются привозные или произведенные на месте гипохлорит натрия, двуокись хлора и озон, являются опасными и к ним применяются требования Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Это получило свое отражение в редакции этого закона №313-ФЗ от 30.12.2008 года.
Так в чем же собственно достоинства гипохлорита? Пока таковых не обнаружено. Может что-то подскажут или докажут оппоненты?
И в заключение хочется поделиться своими научно обоснованными выводами о месте хлора на планете Земля.
Общеизвестно, что человек на 80 процентов состоит из воды. А в свете вышерассмотренных вопросов уместно спросить, а каково значение рН этой воды? И здесь открываются очень интересные факты. Так, согласно БСЭ [8], «в норме pH крови человека поддерживается в пределах 7,35—7,47, несмотря на поступление в кровь кислых и основных продуктов обмена веществ Постоянство pH внутренней среды организма — необходимое условие нормального течения жизненных процессов. Значения pH крови, выходящие за указанные пределы, свидетельствуют о существенных нарушениях
в организме, а значения ниже 6,8 и выше 7,8 несовместимы с жизнью». Более того, «pH большинства
тканевых жидкостей организма поддерживается на уровне 7,1—7,4». Оба этих диапазона
гарантированно входят в центральную (самую антибактерицидную) часть метастабильной зоны (см.
рис.1). Эти факты провоцируют вполне целенаправленные дальнейшие рассуждения.
Если мы с пищей употребляем поваренную соль (NaCl), то последняя, попадая в организм
человека, взаимодействует с находящейся там водой ( 2 H O), образуя чистый хлор, а именно:
2NaCl 2H2O = Cl2 + 2NaOH H2.
А теперь смотрим на диаграмму рис.1. Так как вода в организме человека имеет рН=7,1-7,47, то
появившийся хлор попадает в метастабильную зону и придает раствору наивысшую
антибактерицидную активность. Отсюда следует, что хлор защищает наш организм (с уверенностью
можно сказать: и другие организмы) от разрушающего воздействия микроорганизмов. Теперь
становиться понятна фраза в БСЭ: «Суточная потребность взрослого человека в хлоре (2-4 г)
покрывается за счет пищевых продуктов». Именно «суточная потребность», так как хлор
расходуется на уничтожение опасных для человека микроорганизмов и, соответственно, должен
восполнятся.
Закрепить эти выводы можно ссылкой на последние результаты исследований в этой области.
Исследованиями последних десятилетий установлено, что все высшие многоклеточные организмы,
включая человека, синтезируют в особых клеточных структурах (микросомы гепатоцитов,
эндоплазматический ретикулум фагоцитов) хлорноватистую кислоту и высокоактивные
метастабильные хлоркислородные и гидропероксидные соединения (метастабильную смесь
оксидантов) для борьбы с микроорганизмами и чужеродными субстанциями [1,3,9]. Этот механизм
антибактериальной защиты, созданный Природой, функционирует во внутренней среде
организма животных и человека на протяжении миллионов лет без каких-либо сбоев [10].
Наши рассуждения и наши выводы настолько прозрачны и настолько очевидны, что не должны
вызывать ни у кого, даже у оппонентов, никаких противоречивых ассоциаций. Конечно, хотелось
вместе с ними более подробно остановиться на некоторых вопросах, но издательские рамки
ограничивают эти желания, но не запрещают нам углубить наши познания в этой области и
поделиться ими в следующих публикациях.
123. В зависимости от назначения склады жидкого хлора подразделяются на:
а) прицеховые склады в организациях, производящих жидкий хлор, которые предназначены для создания оперативных запасов жидкого хлора в резервуарах (танках) в целях устранения жестких связей при производстве и использовании хлора внутри организации, а также обеспечения бесперебойной отгрузки затаренного жидкого хлора в вагонах-цистернах, контейнерах, баллонах другим организациям;
б) расходные склады жидкого хлора в резервуарах (танках) в организациях-потребителях, получающих жидкий хлор в вагонах-цистернах;
в) расходные склады жидкого хлора, предназначенные для хранения его в контейнерах, баллонах в количествах, необходимых для текущих нужд организации в период между поставками;
г) базисные склады хлора в резервуарах (танках), предназначенные для приема жидкого хлора, поступающего в вагонах-цистернах, с последующим розливом хлора в контейнеры или баллоны для обеспечения затаренным хлором расходных складов потребителей;
д) кустовые склады жидкого хлора в таре, предназначенные для создания оперативных запасов жидкого хлора в контейнерах и баллонах и обеспечения затаренным хлором расходных складов потребителей определенного региона;
е) региональные склады жидкого хлора в резервуарах (танках), предназначенные для приема жидкого хлора, с последующими наливом в вагоны-цистерны и отправкой в организации-потребители региона.
124. Склады жидкого хлора должны быть отнесены к потребителям первой категории по надежности электроснабжения.
К электроприемникам первой категории по надежности электроснабжения относят насосы для циркуляции раствора через систему поглощения хлора (санитарную колонну), насосы для жидкого хлора, компрессоры для сжатого воздуха, электродвигатели холодильных установок для изотермических хранилищ, насосы для повышения давления в сети локализации хлорной волны, вентиляторы системы аварийной вентиляции.
К электроприемникам особой группы первой категории по надежности электроснабжения относят систему аварийного освещения основных производственных помещений, а также системы контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты.
125. Количество жидкого хлора, хранящегося в организациях - производителях хлора, должно быть минимальным и обосновано проектом, при этом должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности как при хранении в стационарных емкостях, так и при временном хранении в железнодорожных цистернах в отстойных тупиках, а также в контейнерах и баллонах на складах временного хранения.
Количество жидкого хлора, хранящегося в организациях-потребителях в стационарных емкостях и хлорной транспортной таре должно быть минимально необходимым для обеспечения производственного цикла, при необходимости разрабатывается обоснование безопасности ОПО, с учетом конкретных условий эксплуатации объекта (удаленность объекта от организации-поставщика, сезонная надежность транспортного сообщения).
126. Хранение жидкого хлора в резервуарах (танках, контейнерах-цистернах) осуществляется следующими способами:
а) при температуре окружающей среды;
б) в захоложенном состоянии при температуре ниже температуры окружающей среды. Параметры хранения хлора при таком способе должны по возможности максимально ограничивать объемы залпового выброса хлора в атмосферу в случае аварии;
в) при температуре кипения жидкого хлора при атмосферном давлении (изотермический способ хранения).
127. Конкретный способ и параметры хранения жидкого хлора в танках и контейнерах-цистернах, а также общий объем хранения и оптимальный объем единичной емкости должны быть определены проектом, исходя из условия необходимости исключения группового поражения людей.
Оптимальность принятых решений должна быть обоснована анализом безопасности складов хлора с применением методов моделирования процессов аварийного выброса и рассеяния хлора в атмосфере при аварии.
128. Радиус опасной зоны для складов жидкого хлора принимают в пределах глубины распространения хлорного облака с поражающей концентрацией (определяется расчетом).
129. В пределах опасной зоны, определенной проектной документацией, не допускается располагать объекты жилищного, культурно-бытового назначения. Промышленное строительство в пределах опасной зоны должно быть максимально ограничено.
130. Минимально допустимые расстояния от складов хлора до производственных и вспомогательных объектов организации, не связанных с производством (потреблением) жидкого хлора, устанавливают в пределах максимального радиуса гравитационного растекания первичного хлорного облака, образующегося при разгерметизации емкости (определяют расчетом).
131. Минимально допустимые расстояния от складов хлора до взрывоопасных объектов определяются исходя из условий устойчивости объектов склада хлора к воздействию ударной волны и тепловому излучению.
132. При приведении в соответствие действующих складов хлора требованиям пунктов 128, 130и 131 настоящих Правил должны быть предусмотрены специальные меры по повышению безопасности складов хлора, а также разработаны обоснования безопасности в соответствии с положениями пункта 4 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 года N 306(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 года, регистрационный N 29581; Российская газета, 2013, N 196) (далее - Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 года N 306).
133. Склады жидкого хлора должны располагаться в более низких местах по отношению к другим близлежащим зданиям и сооружениям и преимущественно с подветренной стороны преобладающих направлений ветров относительно места расположения ближайших населенных пунктов.
134. На территории склада жидкого хлора должен быть установлен указатель направления ветра, видимый из любой точки территории склада.
Организации, имеющие склады хлора в танках и/или контейнерах-цистернах, должны быть оснащены метеостанцией и системой прогнозирования распространения хлора в атмосфере.
135. Вокруг склада жидкого хлора должно быть сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 м, с глухими, плотно закрывающимися воротами, или должны быть предусмотрены иные решения, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию склада.
136. К складу жидкого хлора должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей и автомобилей газоспасательной службы.
137. На территории склада хлора не разрешается располагать оборудование и установки, не относящиеся непосредственно к производственным процессам, осуществляемым на складах хлора. Установки сжижения, испарения, розлива хлора в контейнеры и баллоны, установки поглощения хлора с получением гипохлоритов, хлорного железа, установки вакуумирования и получения сжатого воздуха для передавливания должны быть размещены в помещениях, отделенных от склада хлора капитальной стеной.
138. Склады хлора должны быть расположены в наземных и полузаглубленных одноэтажных зданиях или подземных сооружениях.
В обоснованных случаях допускается устройство открытых складов хлора в танках и контейнерах-цистернах под навесом с разработкой дополнительных специальных технических мероприятий и разработкой обоснования безопасности в соответствии с положениями пункта 4 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ и Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 года N 306.
139. При устройстве закрытых складов жидкого хлора должны быть выполнены следующие требования:
а) наземное и полузаглубленное помещения для хранения хлора в резервуарах (танках, контейнерах-цистернах) должны иметь устройства, предохраняющие конструкции помещения от разрушения при аварийных проливах хлора, и должны быть отделены от других производственных помещений глухими несгораемыми стенами;
б) под каждым танком (контейнером-цистерной) должен быть установлен поддон. Вместимость поддона должна быть не менее всего объема танка (контейнера-цистерны);
в) двери на складах хлора должны открываться по ходу эвакуации;
г) материал полов, отделка стен, потолков и металлоконструкций должны быть стойкими к агрессивным воздействиям хлора.
140. Склады открытого типа хранения жидкого хлора в резервуарах (танках, контейнерах-цистернах) должны эксплуатироваться с соблюдением следующих требований:
а) резервуары должны быть защищены от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей;
б) под каждой емкостью должен находиться поддон (или обвалование) для сбора аварийных проливов хлора.
Допускается иметь общий поддон вместимостью не менее полного объема наибольшего резервуара с устройством перегородок под каждым резервуаром для локализации проливов.
141. Поддоны для резервуаров должны быть выполнены из материалов с низким коэффициентом теплопроводности, защищены от попадания в них грунтовых вод, а поддоны для открытых складов должны быть дополнительно защищены и от атмосферных осадков.
142. Для склада жидкого хлора в резервуарах (танках, контейнерах-цистернах) обязательно наличие резервной емкости, объем которой не учитывают при определении емкости склада. Схема обвязки резервуаров должна предусматривать возможность использования в качестве резервного любого из них и обеспечивать эвакуацию хлора из аварийной емкости (танка, контейнера-цистерны).
143. Конструкция линий впуска и выпуска жидкого хлора в емкость для его хранения (резервуар, танк, вагон-цистерна, сборник, контейнер-цистерна) должна обеспечивать предотвращение обратного вытекания жидкости при повреждении наружного трубопровода.
144. Получение газообразного хлора следует осуществлять с использованием испарителей. В качестве испарителей следует использовать проточные теплообменные аппараты. Допускается применение специально предназначенных для испарения жидкого хлора объемных испарителей с расходом хлора не более 200 кг/ч.
Предельную температуру теплоносителя следует определять с учетом его свойств в соответствии с прочностными характеристиками и конструктивным исполнением испарителя жидкого хлора.
Не допускается использование резервуара, танка, сборника, контейнера-цистерны в качестве расходной емкости с отбором газообразного хлора на потребление.
Не допускается использование железнодорожного вагона-цистерны в качестве расходной емкости с отбором газообразного или жидкого хлора на потребление.
145. Технологические операции, связанные с хранением, заполнением и опорожнением резервуаров и вагонов-цистерн, перемещением жидкого хлора, в целях обеспечения безопасности должны быть строго регламентированы, и за их проведением необходимо осуществлять постоянный контроль с применением автоматических самопишущих приборов с записью на электронный носитель.
146. При наливе жидкого хлора в емкость (резервуар, танк, сборник, вагон-цистерна, контейнер-цистерна) должна быть исключена возможность ее переполнения выше установленной нормы налива для хлорных сосудов (1,25 кг/дм ), что достигается выполнением следующих требований:
а) непрерывный контроль привеса емкости в процессе наполнения;
б) установка внутри емкости на линии сброса абгазов укороченного сифона (переливного патрубка), нижний срез которого должен соответствовать максимально допустимому уровню жидкого хлора в емкости. Для контейнера-цистерны необходимость и конструкцию сифона определяет разработчик;
в) установкой снаружи емкости на трубопроводе сброса абгазов (непосредственно после запорных вентилей, предусмотренных пунктом 76 настоящих Правил) сигнализирующего устройства о проскоке жидкого хлора в абгазную линию.
Система налива жидкого хлора в транспортные емкости (вагон-цистерна, контейнер-цистерна, контейнер) должна обеспечивать отсутствие воздуха или иных газов, кроме хлора, в газовой фазе емкости перед отправкой потребителю.
147. При хранении жидкого хлора в низкотемпературных изотермических условиях необходимо выполнять следующие требования:
а) вместимость резервного резервуара должна соответствовать количеству хлора, хранящегося в наибольшей изотермической емкости;
б) опорожнение изотермического резервуара от жидкого хлора следует проводить с использованием насосов, предназначенных для перекачки жидкого хлора при обязательном наличии резервных насосов, термокомпрессионным методом и методом передавливания осушенным воздухом (обосновывается проектом);
в) схема обвязки изотермических резервуаров должна исключать возможность их соединения с линиями и аппаратами, работающими под давлением, которое больше расчетного давления резервуара;
г) подводящие трубопроводы и запорная арматура должны быть выполнены из хладостойких и коррозионно-стойких к хлору материалов;
д) все магистрали, входящие в обвязку резервуара, должны иметь запорную арматуру с дистанционным управлением;
е) тепловая изоляция наружной поверхности изотермического резервуара должна быть рассчитана с учетом максимального снижения энергозатрат на поддержание установленной температуры в резервуаре;
ж) материал, используемый для теплоизоляции наружной поверхности, должен быть огнеупорным, химически стойким к жидкому и газообразному хлору и влагонепроницаемым;
з) режим заполнения сжиженным хлором изотермического резервуара должен исключать возможность возникновения недопустимых напряжений в корпусе резервуара, вызванных разностью температур его верхней и нижней частей.
148. При выводе резервуара на рабочий режим следует проверить:
а) соответствие качества загружаемого хлора требованиям действующего стандарта на жидкий хлор;
б) перепад температуры по всей высоте резервуара.
149. В резервуар сжиженный хлор должен поступать охлажденным до регламентируемой температуры хранения.
150. При использовании для изотермического хранения хлора резервуаров с двойными стенками в дополнение к требованиям пунктов 147-149 настоящих Правил необходимо предусмотреть:
а) наличие устройств для внешнего и внутреннего резервуаров, предназначенных для защиты от повышения давления при нарушении регламентируемых режимов работы (предохранительные клапаны, быстродействующие затворы);
б) дублирование защитных устройств;
в) постоянную продувку пространства, заключенного между внешним и внутренним резервуарами, воздухом (инертным газом), осушенным до влагосодержания, соответствующего точке росы не выше минус 40°С;
г) наличие автоматизированной системы контроля содержания хлора в продувочном газе и аварийной сигнализации;
д) теплоизоляцию внутреннего резервуара, которая должна быть негорючей, сухой и химически стойкой к жидкому и газообразному хлору.
151. На территории складов хлора, а также отдельно стоящих испарительных, пунктов перегрузки хлорной тары, сливо-наливных пунктов и в отстойных тупиках для железнодорожных вагонов-цистерн с хлором должны быть предусмотрены автоматические системы контроля аварийных выбросов хлора и системы или установки их локализации с помощью защитной водяной завесы и (или) рассеивания до безопасных концентраций.
Система локализации газового хлорного облака водяной завесой должна быть обеспечена необходимыми запасами воды из расчета непрерывной работы в течение времени, достаточного для ликвидации утечки хлора с учетом наибольшего расхода воды на другие нужды организации. Число распылителей, гидрантов, их расположение и требуемый запас воды должны быть определены и обоснованы проектом.
Система пенной локализации проливов жидкого хлора должна предусматривать использование пен, химически нейтральных к хлору.
152. Производственные помещения без постоянных рабочих мест следует оборудовать аварийной или общеобменными вентиляционными системами с искусственным побуждением. Снаружи у входа в помещение необходимо предусматривать световую сигнализацию превышения уровня загазованности хлором в помещении и включение вентиляции для проветривания помещения до концентрации хлора в воздухе помещения, удовлетворяющего санитарным нормам. При производстве ремонтных работ обогрев этих помещений должен быть осуществлен передвижными вентиляционно-отопительными устройствами.
153. Для локализации аварийных ситуаций на складах хлора, наполнительных станциях, в испарительных и хлораторных должна быть предусмотрена аварийная вентиляция, включающаяся автоматически по сигналу газоанализатора в соответствии с пунктом 116 настоящих Правил.
Производительность аварийной вентиляции должна быть определена и обоснована технологической частью проекта.
154. Выбросы от аварийной вентиляции следует направлять в систему поглощения хлора.
В стационарных системах поглощения хлора должны быть предусмотрены резервирование используемых в системах вентиляторов, насосов, а также контроль проскока хлора через поглотительный аппарат.
Включение системы аварийного поглощения хлора должно быть сблокировано с пуском аварийной вентиляции и должно соответствовать требованиям пункта 116 настоящих Правил.
155. Производительность системы аварийного поглощения хлора и запас поглощающих средств должны быть обоснованы проектом и достаточны для локализации аварийной ситуации.
156. Участки слива-налива, места подключения-отключения контейнеров-цистерн, контейнеров (бочек) и баллонов с хлором должны быть оснащены системами локального отсоса и поглощения хлора.
157. Танки, вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны, контейнеры (бочки) и баллоны, находящиеся в эксплуатации, подлежат учету и техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями технического регламента ТР ТС 032/2013.
Организация, которой на праве собственности либо ином законном основании принадлежит хлорная тара, ведет учет и регистрацию вагонов-цистерн, контейнеров-цистерн, контейнеров (бочек) и баллонов, предназначенных для перевозки жидкого хлора. Для этого в организации необходимо вести и хранить следующие документы:
на вагоны-цистерны и контейнеры-цистерны:
паспорт сосуда, работающего под давлением;
техническое описание и инструкция по эксплуатации;
журналы ремонта;
журналы наполнения;
на контейнеры (бочки) и баллоны:
картотека всего наличного парка тары;
журналы наполнения;
журналы испытаний.
Образцы журналов наполнения приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
158. Окраска наружной поверхности транспортной тары для жидкого хлора, отличительные полосы и надписи должны соответствовать национальным стандартам и техническим условиям организации - изготовителя тары.
Окраска вновь изготовленной транспортной тары для жидкого хлора и нанесение на ней надписей осуществляет организация-изготовитель, а в процессе дальнейшей эксплуатации - организация, которой на праве собственности либо ином законном основании принадлежит хлорная тара.
159. На вагонах-цистернах, контейнерах-цистернах, контейнерах (бочках) и баллонах должны быть выбиты отчетливо видимые паспортные данные.
Место клеймения, где выбиты паспортные данные сосуда, должно быть зачищено до отчетливого прочтения данных, покрыто бесцветным лаком и обведено белой краской в виде рамки.
Вновь изготавливаемые вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны, контейнеры (бочки) и баллоны должны иметь маркировку в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013.
160. Жидким хлором следует заполнять только исправные, специально для этого предназначенные вагоны-цистерны, контейнер-цистерны, контейнеры (бочки) и баллоны.
161. Не должны наполняться жидким хлором вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны, контейнеры (бочки) и баллоны, предназначенные для других продуктов, а также если:
а) истек срок их технического освидетельствования;
б) истек срок ревизии предохранительного клапана и мембраны (для вагонов-цистерн и контейнеров-цистерн);
в) имеются механические повреждения и другие дефекты тары (трещины, вмятины, изменения формы, язвенная коррозия, если ее глубина превышает установленную проектом величину), а также неисправность ходовой части (для вагонов-цистерн);
г) отсутствуют надлежащая окраска и надписи, а также невозможно прочтение клейма;
д) неисправна запорная арматура;
е) не демонтированы сифонные трубки из баллонов.
162. Все операции, связанные с взвешиванием порожних и заполненных вагонов-цистерн, контейнеров-цистерн, контейнеров (бочек) и баллонов, должны быть проведены на исправных весах, прошедших государственную поверку.
163. Массу жидкого хлора, залитого в тару, следует замерять при помощи двух независимых систем контроля.
Для предотвращения переполнения транспортной тары при наливе хлора необходимо соблюдать требования пунктов 146 и 203 настоящих Правил.
В случае переполнения тары сверх установленной нормы избыточный жидкий хлор должен быть эвакуирован (порядок эвакуации должен быть указан в инструкции организации-наполнителя).
164. Слив и налив жидкого хлора проводят методом передавливания за счет создания перепада давления между опорожняемым и наполняемым сосудом, а также при помощи насосов, предназначенных для перекачки жидкого хлора.
165. Передавливание жидкого хлора допускается проводить следующими методами:
а) нагнетанием в опорожняемую емкость сухого сжатого воздуха (азота) или паров газообразного хлора из другого сосуда или термокомпрессора;
б) за счет собственного давления паров хлора в опорожняемом сосуде и отбора хлоргаза из наполняемого сосуда;
в) комбинированным способом.
166. При проведении операции по сливу-наливу жидкого хлора с использованием сжатого газа должны быть выполнены следующие требования:
а) система подготовки и подачи сжатого воздуха (азота) должна быть оборудована системой защиты, исключающей возможность попадания в нее несовместимых с хлором веществ, или быть автономной и предназначенной только для целей передавливания, продувки, опрессовки хлорной аппаратуры;
б) сжатый воздух (азот) должен быть очищен от примесей и осушен. Содержание влаги в осушенном воздухе (азоте) должно соответствовать температуре точки росы не выше минус 40°С, которая должна непрерывно контролироваться автоматическим влагомером с сигнализацией о превышении допустимой влажности;
в) при передавливании жидкого хлора газообразным хлором перепад давления определяется из условий обеспечения регламентных параметров слива-налива;
г) система подачи сжатого воздуха (азота) должна быть оснащена ресивером, снабженным предохранительным клапаном и устройством для предотвращения поступления хлора в линию сжатого воздуха (азота).
Давление сжатого воздуха (азота) при передавливании не должно превышать 1,2 МПа (12 кгс/см ) и должно быть не менее чем на 0,1 МПа (1 кгс/см ) выше давления в сосуде, в который передавливается хлор.
167. Организации, отправляющие или получающие жидкий хлор в вагонах-цистернах и контейнерах-цистернах, должны предусматривать пункты слива-налива жидкого хлора, которые следует размещать в непосредственной близости от хранилища хлора на тупиковых участках подъездных железнодорожных путей организации. Площадка для обслуживания вагона-цистерны должна иметь ровную поверхность и свободный доступ для подхода к цистерне с разных направлений.
168. Для вагонов-цистерн, предназначенных для последующего транспортирования или опорожнения, необходимо оборудовать отстойные пути (тупики), расположение и вместимость которых должны быть определены и обоснованы проектом.
Отстойный путь (тупик) должен обеспечивать размещение всех одновременно отправляемых или поступающих вагонов-цистерн одной партии, но не более 10 штук.
169. Пункт слива-налива и отстойные тупики должны быть оснащены наружным контуром контроля утечек хлора и локализации хлорной волны, освещены в ночное время суток, должны иметь соответствующие знаки, а также средства, препятствующие несанкционированному заезду в тупик подвижного состава и проникновению посторонних лиц. Стоящие в тупике вагоны-цистерны должны быть надежно сцеплены и закреплены от ухода ручными тормозами или башмаками. При въезде в тупик, где размещаются вагоны-цистерны, обязательно устанавливают знак (размером 400 600 мм) с надписью "Стой. Проезд закрыт. Хлор", сигнал красного цвета и специальное блокирующее устройство, предотвращающее несанкционированный въезд в тупик.
170. Располагать пункты слива-налива следует в специальных боксах, максимально приближенных к складу хлора и удаленных на безопасное расстояние от объектов, на которых может произойти взрыв или пожар.
171. На пункте слива-налива необходимо обеспечить условия для удобного и безопасного подключения вагонов-цистерн и контейнеров-цистерн к стационарным трубопроводам.
172. Платформа (рабочее место) для обслуживания вагонов-цистерн, расположенная над поверхностью земли, должна иметь нескользкую поверхность или настил, перила и ограждения, она должна быть прочной, несгораемой и устроена как стационарное сооружение, удобное для эвакуации людей в случае аварийной ситуации.
173. На пункте слива-налива должны быть следующие стационарные системы трубопроводов:
а) для подачи в вагон-цистерну сжатого воздуха (азота) или хлора для передавливания;
б) слива-налива жидкого хлора;
в) отвода газообразного хлора на потребление или поглощение;
г) вакуумные (на пунктах слива-налива наполнителей).
174. При постановке вагона-цистерны на пункт слива-налива и перед проведением сливо-наливных операций вагон-цистерну необходимо надежно закрепить тормозными башмаками с обеих сторон и заземлить.
Стрелочный перевод, ведущий на пункт слива-налива, должен быть установлен в положение, исключающее возможность заезда подвижного состава, а участок железнодорожного пути пункта слива-налива заблокирован специальным устройством.
175. Для подсоединения вагона-цистерны к стационарным трубопроводам следует использовать специальные устройства, обеспечивающие естественное вертикальное перемещение вагона-цистерны на своей подвеске за счет изменения веса, а также возможность удобного подключения стыковочного узла и его герметичность.
176. Операции подготовки и проведения слива-налива жидкого хлора следует проводить под руководством должностных лиц, назначенных из числа инженерно-технических работников.
177. Для перевозки жидкого хлора следует применять вагоны-цистерны и контейнеры-цистерны, оснащенные следующими устройствами и арматурой, с возможностью дистанционного управления:
а) два вентиля для налива (слива) жидкого хлора с сифонными трубками, оборудованными скоростными отсечными клапанами, автоматически прекращающими выход жидкого хлора при разрыве трубопровода;
б) один или два вентиля, предназначенные для выпуска газообразного хлора (абгазов) или подачи газа для передавливания жидкого хлора, соединенные с укороченными сифонами, исключающими переполнение вагона-цистерны сверх установленной нормы налива. При оснащении вагона-цистерны только одним указанным вентилем разработчиком должно быть представлено обоснование, подтверждающее надлежащую надежность вентиля;
в) штуцер с вентилем для съемного манометра;
г) мембранное предохранительное устройство, узел для проверки целостности мембраны, предохранительный клапан;
д) защитные колпаки.
178. Прибывший в организацию вагон-цистерна должен быть осмотрен представителем организации грузоотправителя с целью проверки исправности ходовой части вагона-цистерны, а также крепления котла вагона-цистерны к раме. Заключение после осмотра заносится в специальную книгу (журнал технического осмотра). Исправный вагон-цистерна и копию записи передают в цех жидкого хлора.
179. Подготовку вагона-цистерны к наливу следует проводить в специально оборудованном месте или на пункте слива-налива в следующей последовательности:
а) выявление и отбраковка вагонов-цистерн, у которых истек срок назначенного освидетельствования, а также срок ревизии предохранительного клапана и мембраны;
б) визуальный осмотр состояния наружной поверхности вагона-цистерны (корпуса, теневого кожуха, арматуры, мембранного предохранительного устройства) в целях обнаружения механических и других дефектов (трещины, изменения формы, коррозия), а также состояния окраски и надписей;
в) съем заглушки с манометрического вентиля и определение при помощи манометра остаточного давления в вагоне-цистерне;
г) взвешивание вагона-цистерны в целях определения наличия остатка жидкого хлора;
д) съем заглушек с вентилей и проверка герметичности всей запорной арматуры вагона-цистерны;
е) подключение к вентилю, расположенному вдоль продольной оси вагона-цистерны продуктового трубопровода, а абгазного трубопровода - к вентилям, расположенным поперек продольной оси вагона-цистерны. Перед подключением продуктового и абгазного трубопроводов должны быть выполнены требования пункта 174 настоящих Правил;
ж) проверка герметичности цистерны, для чего открытием абгазного вентиля, соединенного с линией сухого сжатого газа, создают в вагоне-цистерне давление 1,2 МПа (12 кгс/см ) и осуществляют проверку целостности мембраны (путем открытия вентиля на узле для проверки мембраны), герметичности арматуры и соединений;
з) проверка герметичности вагона-цистерны, которую проводят в присутствии уполномоченного представителя организации, который при положительном результате испытаний дает разрешение на наполнение вагона-цистерны.
180. При отсутствии в вагоне-цистерне избыточного давления, наличии в остатке жидкого хлора свыше 1 т, выявлении нарушений требований пункта 161 настоящих Правил проводят дополнительные мероприятия по подготовке вагона-цистерны к наливу, о чем делают соответствующую запись в журнале наполнения ответственным лицом организации.
181. При необходимости удаления остатков хлора из вагона-цистерны эвакуацию хлора проводят путем передавливания, вакуумирования, продувки котла вагона-цистерны осушенным воздухом (азотом). Порядок эвакуации хлора должен быть отражен в инструкции.
182. Замена неисправной арматуры (вентилей, мембраны, предохранительного клапана) или ревизия мембранно-предохранительного устройства должны проводиться после удаления хлора из вагона-цистерны. Для замены (ревизии) арматуры должны быть подготовлены необходимые инструменты, пробка для закрытия отверстия и запасная исправная арматура, испытанная на стенде при давлении в соответствии с паспортом организации-изготовителя.
183. После замены (ревизии) арматуры вагон-цистерну продувают воздухом (азотом), затем вагон-цистерну заполняют газообразным хлором, сухим сжатым воздухом (азотом) доводят давление до 1,5 МПа (15 кгс/см ), после чего проверяют герметичность вагона-цистерны в сборе. Порядок продувки и определения герметичности вагона-цистерны должен быть регламентирован.
184. Вагоны-цистерны, прошедшие подготовку и проверку на герметичность, заполняют жидким хлором в следующей последовательности:
а) проверяют правильность подключения к вагону-цистерне продуктовых и абгазных линий в соответствии с действующей схемой, закрытие всех вентилей на подводящих линиях, а также наличие манометра;
б) проверяют работоспособность схемы поглощения абгазов, после чего открывают абгазный вентиль и уравнивают давление в вагоне-цистерне с давлением в абгазной линии;
в) открывают продуктовый вентиль на вагоне-цистерне и контролируют заполнение вагона-цистерны по привесу. В период заполнения должен быть обеспечен контроль герметичности арматуры и соединительных линий;
г) с учетом массы порожнего вагона-цистерны (массы тары), объема вагона-цистерны и установленной нормы наполнения (массы нетто) фиксируют массу вагона-цистерны, заполненного жидким хлором (массы брутто);
д) после окончания заполнения поочередно закрывают продуктовый и абгазный вентили на вагоне-цистерне, освобождают от хлора трубопроводы с улавливанием остаточного хлора и отсоединяют их от вагона-цистерны, затем вызывают уполномоченного представителя организации.
185. Уполномоченный представитель организации грузоотправителя совместно с цеховым персоналом проверяет:
а) соответствие массы заполненного вагона-цистерны норме налива хлора;
б) герметичность арматуры, фланцевых соединений и целостность мембраны.
После проверки закрывают вентиль перед манометром, снимают манометр, устанавливают новые прокладки, стальные заглушки на всех вентилях.
Заключение уполномоченного представителя организации о соответствии заполненного вагона-цистерны установленным требованиям следует занести в журнал наполнения.
Представитель цеха пломбирует вентили, расположенные на люке вагона-цистерны, после чего на люк вагона-цистерны и предохранительный клапан устанавливают защитные колпаки, которые пломбирует уполномоченный представитель организации.
На хлор, залитый в вагон-цистерну, составляют паспорт, который подписывают представители цеха и уполномоченные представители организации.
186. Вагоны-цистерны, заполненные жидким хлором, должны обязательно проходить отстой на территории организации в течение суток, сопровождающийся ежесменным визуальным осмотром и контролем утечек хлора.
После отстоя вагоны-цистерны формируют в партии для отправления конкретным потребителям.
187. Порядок наполнения жидким хлором контейнера-цистерны, установленного на железнодорожной платформе, осуществляют в соответствии с пунктами 178-186 настоящих Правил.
188. Приемку и опорожнение вагонов-цистерн и контейнеров-цистерн (далее - цистерна) с жидким хлором следует производить согласно инструкции, утвержденной техническим руководителем принимающей организации.
189. Представитель организации проводит визуальный осмотр цистерны, проверяет наличие пломб, исправность и герметичность запорной арматуры, а также соответствие передаваемого груза акту приема-передачи и паспортным данным на цистерну.
190. Опорожнение цистерны производят согласно инструкции и в соответствии с требованиямипунктов 162-176 настоящих Правил.
191. Система опорожнения должна иметь световую и звуковую сигнализацию об окончании слива, включающуюся автоматически при достижении параметров, определяющих завершение слива хлора.
192. После завершения слива хлора абгазы из цистерны отводят в абгазную систему до остаточного давления не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см ). Верхний предел остаточного давления в вагоне-цистерне не должен превышать давления насыщенных паров хлора в сосуде, соответствующего температуре окружающей среды, график изменения давления (абсолютного) насыщенных паров хлора над жидкостью в закрытом сосуде приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам.
193. Цистерну отсоединяют от трубопроводов, снимают манометр, на запорную арматуру устанавливают стандартные заглушки. Цистерну проверяют на герметичность в сборе, после чего устанавливают защитные колпаки.
194. Контейнеры и баллоны, поступающие от потребителя, должны проходить осмотр для выявления сосудов, не соответствующих требованиям пункта 161 настоящих Правил.
195. Порядок подготовки контейнеров и баллонов к наполнению должен быть отражен в инструкции и предусматривать:
а) эвакуацию остатков хлора вакуумированием с последующей продувкой осушенным воздухом до регламентированного содержания хлора в продувочном газе;
б) снятие и ревизию запорной арматуры;
в) визуальный наружный и внутренний осмотры сосуда;
г) окраску наружной поверхности (при необходимости);
д) установку исправной запорной арматуры и взвешивание порожней тары;
е) проверку герметичности сосуда и запорной арматуры при рабочем давлении;
ж) проведение технического освидетельствования (далее - ТО) сосудов с признаками наличия в них примесей и при истекшем сроке ТО в следующем объеме: эвакуация хлора с последующей продувкой осушенным воздухом до регламентированного содержания хлора в продувочном газе, снятие арматуры, промывка, внутренний осмотр, проведение гидравлических испытаний сосуда на прочность (для сосудов с истекшим сроком ТО), сушка, клеймение.
196. По истечении десятилетнего срока эксплуатации контейнера решение о возможности его дальнейшего использования и сроках очередного ТО принимают в соответствии с требованиямипункта 211 настоящих Правил.
197. Эвакуацию остаточного хлора следует осуществлять на установках, обеспечивающих безопасное и полное удаление хлора.
198. Визуальная проверка должна обеспечивать выявление контейнеров или баллонов с видимыми дефектами, а также подлежащих ТО. Контейнеры и баллоны с язвенной коррозией, трещинами, изменениями формы должны быть изъяты из эксплуатации.
199. Внутренний осмотр должен обеспечивать выявление дефектов внутренней полости сосуда, а также посторонних примесей (вода, загрязнения, окалина), при наличии которых контейнеры или баллоны направляют на промывку для удаления этих примесей и последующую тщательную осушку.
200. Взвешивание проводят для определения фактической массы порожней тары и выявления ее отклонений от паспортных данных сосуда. При уменьшении массы тары на величину, превышающую допустимые значения, должно быть проведено внеочередное техническое освидетельствование сосуда.
201. Взвешивание и проверка герметичности контейнеров или баллонов перед наполнением следует проводить в присутствии и под контролем уполномоченного представителя организации.
202. Сосуды, наполняемые жидким хлором, следует устанавливать на весах и подсоединять к линии подачи жидкого хлора при помощи гибких стыковочных соединений, обеспечивающих свободную работу весов.
203. Наполнение контейнеров или баллонов жидким хлором следует контролировать по привесу в целях исключения возможности их заполнения свыше установленной нормы налива.
204. Наполнение контейнеров необходимо осуществлять в горизонтальном положении, при расположении вентилей друг над другом. Налив хлора должен производиться без отвода абгазов.
После окончания налива допускается сброс абгазов до остаточного давления, соответствующего равновесному давлению насыщенных паров при температуре налива жидкого хлора.
205. После заполнения контейнеры и баллоны отсоединяют от подводящих коммуникаций и взвешивают на контрольных весах в присутствии уполномоченного представителя организации. При повторном взвешивании проверяют соответствие данных журнала наполнения данным контрольного взвешивания. После проверки герметичности тары на вентилях устанавливают заглушки, надевают колпаки, затем уполномоченный представитель организации пломбирует контейнеры.
206. В помещениях, где проводят подготовку и наполнение тары хлором, запрещено накопление и складирование заполненных контейнеров и баллонов. При возникновении загазованности работа в помещении должна быть приостановлена до выявления и устранения причин загазованности.
207. Наполнительные рампы на наполнительных станциях следует устанавливать в отдельном помещении, изолированном от компрессорной станции и других помещений (в том числе и помещений склада жидкого хлора) глухими стенами. Отдельные операции по подготовке хлорной тары к наливу могут проводить в отдельных помещениях или в общем помещении, которое может быть соединено с наполнительной рампой закрывающими проемами для подачи подготовленных к наполнению контейнеров.
208. После наполнения контейнеры или баллоны поступают на склад, где их комплектуют в партии.
Вновь скомплектованные партии выдерживают на складе не менее одних суток. Контейнеры и баллоны с нарушениями герметичности возвращают в цех для устранения причин утечки хлора.
209. В организациях, в которых проводят наполнение хлорной тары, допускается хранение заполненных контейнеров и баллонов под навесом при условии соблюдения следующих требований безопасности:
а) навес должен обеспечивать защиту от осадков и прямых солнечных лучей;
б) размещение контейнеров и баллонов должно отвечать требованиям пункта 259 настоящих Правил;
в) площадка для размещения контейнеров и баллонов должна быть удобной для подъезда и проведения погрузочных работ и оборудована системой обнаружения и локализации возможной утечки хлора из аварийных контейнеров и баллонов с учетом требований пунктов 261 и 262 настоящих Правил;
г) время пребывания под навесом заполненных контейнеров или баллонов не должно превышать пяти суток, если иное не обосновано проектом.
210. Требования к техническому обслуживанию и ремонту основного емкостного и теплообменного технологического оборудования и трубопроводов приведены в приложении N 3 к настоящим Правилам.
211. Оборудование трубопроводной арматуры и трубопроводов, железнодорожные вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны, контейнеры и баллоны, отработавшие в среде хлора назначенный срок службы или ресурс, но не более 10 лет, подлежат экспертизе промышленной безопасности для определения их технического состояния и установления срока дальнейшей безопасной эксплуатации.
212. Периодическую выборочную ревизию трубопроводов следует проводить в объеме требований на технологические трубопроводы. При этом контролю подлежат:
не менее двух участков от каждого агрегата (компрессора, холодильника, конденсатора, буфера);
по два участка трубопровода налива, слива газообразного хлора от каждого танка или мерника;
по два участка каждого коллектора и межцехового трубопровода длиной до 100 м и по одному участку на каждые полные 200 м, а также последующий остаток длины.
213. Толщину стенок трубопроводов следует определять неразрушающим методом контроля.
Определение толщины стенок засверливанием следует проводить только в местах, где применение неразрушающего метода контроля затруднено или невозможно.
214. При неудовлетворительных результатах выборочной ревизии трубопроводов назначается дополнительная выборочная ревизия.
215. Дополнительная выборочная ревизия трубопроводов проводится с замером толщины стенок неразрушающим методом контроля в двух местах каждого трубопровода между аппаратами и коллекторами, а также коллекторов и межцеховых трубопроводов через каждые 25 м длины.
216. При неудовлетворительных результатах дополнительной выборочной ревизии трубопровода должна быть назначена полная ревизия, по результатам которой принимают решение о частичной или полной замене трубопровода.
217. Транспортирование жидкого хлора осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным (в исключительных случаях авиационным) транспортом.
218. Жидкий хлор перевозят в специально предназначенных железнодорожных вагонах-цистернах, контейнерах-цистернах, контейнерах (бочках) и баллонах.
219. Организация предъявляет к перевозке исправные вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны, контейнеры (бочки) и баллоны с жидким хлором с заглушками на арматуре и защитными колпаками.
Транспортирование жидкого хлора в неисправных вагонах-цистернах, контейнерах-цистернах, контейнерах (бочках), баллонах для перевозки жидкого хлора, а также с просроченными сроками эксплуатации, ТО, плановых ремонтов не допускается.
Норма наполнения тары, а также остаточное давление в порожней таре должны соответствовать требованиям пунктов 146 и 276 настоящих Правил.
Размещение и крепление контейнеров и баллонов должны исключать их смещение или падение в пути следования.
220. Баллоны следует перевозить в вертикальном положении в специальных клетях. Допускается перевозка баллонов в горизонтальном положении с высотой штабеля не более половины высоты стенки вагона или борта кузова автомашины. Все баллоны должны быть уложены колпаками (вентилями) в одну сторону и иметь прокладки между баллонами.
Допускается перевозка баллонов в железнодорожных вагонах без клетей в вертикальном положении при наличии на них предохранительных колец и при условии плотной загрузки вагона, исключающей возможность смещения (падения) баллонов.
221. Погрузку-выгрузку контейнеров (бочек) следует осуществлять с применением грузоподъемных механизмов (кран, кран-балка, автокран) и вспомогательных средств (кантователь контейнеров специальной конструкции) соответствующей грузоподъемности.
Грузоподъемные механизмы для подъема и перемещения тары с жидким хлором должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга.
222. На каждую отправку жидкого хлора железнодорожным транспортом грузоотправитель должен представить станции отправления накладную с указанием наименования груза, например: "Баллоны с жидким хлором", "Цистерна с жидким хлором". В верхней части накладной должны быть проставлены штемпеля красного цвета ("Сжиженный газ", "Ядовито", "Не спускать с горки"), а под наименованием груза - номер аварийной карточки.
223. Производить маневры толчками и спускать с горки вагоны-цистерны с жидким хлором запрещено. Указанный подвижной состав следует пропускать через горку только с маневровым локомотивом.
224. Вагоны-цистерны с жидким хлором при стоянке на станции вне поездов или сформированных составов устанавливают на особых путях, указанных в техническо-распорядительном акте станции. Они должны быть сцеплены, надежно закреплены тормозными башмаками и ограждены переносными сигналами остановки. Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, устанавливают в положение, исключающее возможность заезда на эти пути других подвижных составов, и запирают.
225. При возникновении аварийных ситуаций на железной дороге в пути следования груза с хлором порядок действия железнодорожных служб, представителей организаций и других специалистов определяется правилами безопасности и порядком ликвидации аварий с опасными грузами на железнодорожном транспорте, утвержденными в установленном порядке, и настоящими Правилами.
226. При сопровождении груза с жидким хлором представителями организаций-отправителей первоочередные меры по ликвидации аварийной ситуации с хлором следует проводить с учетом их рекомендаций.
227. При перевозке жидкого хлора автомобильным транспортом к управлению автотранспортными средствами, на которых перевозят затаренный в контейнеры или баллоны жидкий хлор, допускают водителей, прошедших обучение в соответствии с установленными требованиями.
228. Выбор маршрута следования опасного груза, а также условий его передвижения следует возлагать на руководителя автотранспортной организации или руководителя автотранспортного подразделения промышленной организации, в чьем ведении находится автотранспортное средство, предназначенное для перевозки жидкого хлора.
229. При выборе маршрута и условий перевозки необходимо руководствоваться следующим:
а) маршрут перевозки должен быть оптимальным, по возможности, в объезд крупных населенных пунктов, природных заповедников, архитектурных памятников, зон отдыха;
б) при перевозке опасного груза внутри населенных пунктов маршрут перевозки не должен проходить по центральным улицам, а также вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных, лечебных организаций и мест возможного скопления людей;
в) допустимую скорость движения автотранспортного средства устанавливают с учетом предписывающих знаков дорожного движения и конкретных дорожных условий, но не более 60 км/ч;
г) при ограниченной видимости (туман, дождь, снегопад), движении в сложных дорожных условиях (гололед, возможность заноса) перевозку хлора автомобильным транспортом не осуществляют;
д) в случае вынужденной остановки или стоянки транспортного средства должны быть приняты меры по удалению транспортного средства за пределы дороги, а при невозможности выполнения этого требования место остановки должно быть обозначено согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.184; 1998, N 45, ст.5521; 2000, N 18, ст.1985; 2001, N 11, ст.1029; 2002, N 9, ст.931; N 27, ст.2695; 2003, N 20, ст.1899; 2003, N 40, ст.3891; 2005, N 52, ст.5733; 2006, N 11, ст.1179; 2008, N 8, ст.741; N 17, ст.1882; 2009, N 2, ст.233; N 5, ст.610; 2010, N 9, ст.976; 2010, N 20, ст.2471; 2011, N 42, ст.5922; 2012, N 1, ст.154; N 15, ст.1780; N 30, ст.4289; N 47, ст.6505; 2013, N 5, ст.371, 404; N 24, ст.2999; N 29, ст.3966; N 31, ст.4218; N 41, ст.5194) (далее - Правила дорожного движения);
е) при остановке и стоянке транспортного средства должен быть задействован стояночный тормоз, а на уклоне - дополнительно противооткатный упор;
ж) транспортное средство, перевозящее жидкий хлор, должно быть обеспечено топливом на весь путь следования груза;
з) проблесковый маяк, устанавливаемый на крыше кабины транспортного средства, должен быть исправным и работать как при движении, так и при вынужденной остановке или стоянке автомобиля.
230. При перевозке жидкого хлора водитель обязан соблюдать установленный маршрут перевозки, все предписания, указанные в нем.
231. Изменять маршрут движения груза допускается с разрешения ответственного лица, сопровождающего груз, с отметкой об этом в путевом листе, и с учетом конкретной обстановки в пути следования (ремонт или неисправность дороги, непредвиденное скопление людей или автотранспортных средств, другие аналогичные причины).
232. При перевозке жидкого хлора автомобильным транспортом кроме документов, перечисленных в Правилах дорожного движения, необходимо иметь:
а) путевой лист, в верхнем углу которого должна быть сделана красным цветом отметка "Опасный груз";
б) маршрут перевозки опасного груза;
в) свидетельство о допуске водителя к перевозке жидкого хлора;
г) свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке жидкого хлора в баллонах или контейнерах;
д) аварийную карточку системы информации об опасности;
е) инструкцию по перевозке жидкого хлора автомобильным транспортом.
233. Каждое автотранспортное средство, предназначенное для перевозки жидкого хлора, должно быть укомплектовано в соответствии с Табелем оснащения автомобильного транспорта и экипировки персонала, осуществляющего перевозку жидкого хлора в баллонах и контейнерах, приведенным в приложении N 4 к настоящим Правилам.
234. Транспортные средства, перевозящие жидкий хлор в контейнерах или баллонах, должны быть оснащены информационными таблицами (знаками) системы информации об опасности.
235. Организация поставок затаренного хлора должна исходить из принципа обеспечения потребителей, расположенных в одном регионе (области, экономическом районе), централизованно от одного поставщика в целях ограничения запасов хранимого хлора у отдельных потребителей, оптимизации маршрутов доставки хлора, ускорения и упорядочения возврата порожней тары.
236. Обеспечение потребителей, расположенных в местах с высокой плотностью населения, должно быть осуществлено преимущественно через систему базисных или кустовых складов хлора.
237. Основное назначение кустовых и базисных складов в условиях действующей системы повагонной поставки жидкого хлора: оперативное удовлетворение потребности в контейнерах (бочках) и баллонах конкретных потребителей; ограничение запасов жидкого хлора у отдельных потребителей; ускорение и упорядочение оборота возвратной тары.
238. В соответствии с назначением базисный склад хлора должен обеспечивать:
а) прием от поставщика вагона-цистерны с хлором;
б) слив хлора в танковые хранилища;
в) розлив хлора в контейнеры и баллоны;
г) выполнение заявок потребителей на отправку затаренного хлора автомобильным транспортом в обмен на порожнюю тару.
239. Кустовой склад хлора должен обеспечивать:
а) прием, хранение затаренного хлора с учетом повагонных поставок хлора по железной дороге;
б) выполнение заявок потребителей на отправку хлора автомобильным транспортом;
в) организацию сбора порожней тары и ее упорядоченный возврат организации-наполнителю.
240. При транспортировании затаренного жидкого хлора необходимо выполнять требования, изложенные в главе VIII настоящих Правил.
241. Площадки для пунктов перевалки затаренного жидкого хлора с одного вида транспорта на другой должны иметь твердое покрытие, должны быть оснащены соответствующими грузоподъемными механизмами, кантователями, наружным контуром контроля утечек хлора, а также средствами для локализации аварийных ситуаций.
242. Организация погрузочно-разгрузочных работ должна исключать длительное (свыше суток) хранение контейнеров и баллонов на перевалочных пунктах.
243. Площадки для размещения складов хлора следует выбирать в соответствии с действующими нормами безопасности и с учетом требований пунктов 125, 128, 130-138 настоящих Правил.
244. Вместимость базисных и кустовых складов хлора должна быть определена проектом с учетом требований пунктов 125 и 128 настоящих Правил и необходимости ритмичного обеспечения затаренным хлором всех потребителей региона.
245. Вместимость расходного склада хлора должна быть минимальной и не должна превышать 15-суточного потребления его организацией.
246. Склады, предназначенные для хранения хлора в контейнерах (баллонах), следует располагать в отдельно стоящих наземных или полузаглубленных зданиях.
247. Склады хлора должны изготавливаться из огнестойких и малотеплопроводных материалов.
248. Покрытия стен, потолков, внутренних конструкций хранилищ должны защищать их от химического воздействия хлора.
249. Полы складских помещений должны иметь гладкую поверхность и быть выполнены из кислотостойких материалов (кислотостойкий асфальт, бетон, плитка).
250. Бытовые помещения, расположенные на складах хлора, должны быть изолированы от помещений, связанных с хранением, розливом и применением жидкого хлора, и иметь самостоятельный выход. Эти помещения должны быть оборудованы отоплением, системами водоснабжения и канализации, освещением.
251. В складах жидкого хлора отопление не предусматривают. При установке в расходном складе хлора, кроме тары с жидким хлором, технологического оборудования, связанного с эксплуатацией хлорного хозяйства, в помещении склада предусматривают воздушное отопление.
252. Помещения для хранения затаренного хлора должны быть отделены от других помещений глухими несгораемыми стенками.
253. На складе хлора должно быть два выхода с противоположных сторон здания или помещения.
254. Двери и ворота в складах хлора должны открываться по ходу эвакуации.
255. Помещения, где возможно выделение хлора, должны быть оснащены газоанализаторами (газосигнализаторами) хлора, число и месторасположение которых должно обеспечивать непрерывный контроль содержания хлора в воздухе рабочей зоны и быть обосновано проектом.
256. Включение аварийной вентиляции следует предусматривать как автоматическое - от газоанализатора (газосигнализатора), так и ручное - у входных дверей.
Для складов хлора в баллонах допускается ручное включение аварийной вентиляции.
257. Загрязненный хлором воздух должен быть направлен на очистку в систему поглощения хлора.
Включение установки поглощения хлора должно быть сблокировано с включением аварийной вентиляции в соответствии с требованиями пункта 116 настоящих Правил.
258. Поглотительная установка должна соответствовать требованиям пункта 155 настоящих Правил.
259. На складах хлора в контейнерах и баллонах размещение сосудов с хлором должно удовлетворять следующим требованиям:
а) при горизонтальной укладке сосуды с хлором размещают в один ряд у стен и в два ряда в проходах. Высота штабеля не должна превышать пяти ярусов для баллонов и одного яруса для контейнеров.
Допускается размещение баллонов на стеллажах, при этом верхний ряд баллонов должен быть не выше 1,5 м от уровня пола;
б) при вертикальной укладке у стен следует размещать не более двух рядов баллонов и один ряд контейнеров, в проходах, соответственно, должно быть четыре и два ряда.
в) размещение сосудов на складе хлора должно исключать возможность их падения или перемещения и обеспечивать свободный доступ к запорным вентилям (вентили при горизонтальной укладке должны быть расположены в сторону прохода).
260. На территории склада допускается хранение порожней тары под навесом, защищающим ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, при условии соблюдения требований пункта 259 настоящих Правил.
261. На территории склада жидкого хлора должна быть сеть пожарного водопровода, по запасам воды и производительности обеспечивающая возможность подключения стационарной системы водяной завесы и переносных распылителей для создания защитной водяной завесы.
262. Склады для хранения хлора должны быть оборудованы техническими средствами или системами для локализации и (или) рассеивания хлора до безопасных концентраций при его утечке из аварийного контейнера или баллона, а также техническими средствами, приведенными в табеле оснащения аварийными средствами объектов, связанных с производством, хранением и применением хлора, согласно приложению N 5 к настоящим Правилам.
263. Приемка прибывших на склад контейнеров и баллонов должна осуществляться лицом, назначенным приказом (распоряжением) по организации.
264. При приемке контейнеров и баллонов основное внимание должно быть обращено на срок очередного освидетельствования хлорной тары, соответствие фактического веса контейнера (баллона) норме налива, герметичность тары и наличие защитных колпаков.
В случае превышения установленной нормы заполнения тары (1,25 кг/дм ) переполненный контейнер (баллон) должен быть немедленно отправлен на опорожнение. О факте переполнения контейнера необходимо сообщить организации-наполнителю и контролирующему его территориальному органу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
265. Не допускается хранение неисправной хлорной тары (с неоткрывающимися вентилями). При обнаружении такой тары должны быть приняты меры по устранению неисправности.
Перевозка неисправных сосудов и сосудов с истекшим сроком технического освидетельствования, заполненных хлором, не допускается. Неисправный сосуд подлежит аварийному опорожнению с соблюдением требований безопасности.
266. Вновь поступившие партии контейнеров и баллонов с хлором не должны быть смешаны с находящимися на складе контейнерами и баллонами от других партий и должны быть подвергнуты взвешиванию, контролю на герметичность тары, внешнему осмотру для выявления изменения формы, наличия вмятин, заглушек и колпаков.
267. Сосуды с признаками неисправности или с истекающим сроком ТО должны быть направлены на опорожнение в первую очередь.
268. В помещении, где осуществляют отбор хлора, разрешается размещение испарителей, аппаратуры для очистки газообразного хлора, ресиверов, дозирующих устройств.
269. Технологическая схема отбора хлора должна предусматривать контроль за давлением хлора в системе, а также дистанционное отключение контейнера при возникновении аварийной ситуации, при этом должна быть исключена возможность поступления воды или продуктов хлорирования в хлорные коммуникации и тару.
При дозировке хлора в процессах обработки воды должны быть применены автоматические вакуумные хлораторы, обеспечивающие:
поддержание вакуума во всех узлах и хлоропроводах после вакуумного регулятора, в том числе перед ротаметром и устройством для регулирования расхода хлора;
защиту от проникновения в хлоропроводы и узлы хлоратора воды из эжектора;
автоматическое прекращение подачи хлора хлоратором при прекращении подачи питающей воды в эжектор.
270. Отбор хлора из контейнеров (баллонов) осуществляет в газообразном или жидком виде с последующим испарением в испарителе в соответствии с требованиями пункта 144 настоящих Правил. При отборе газообразного хлора непосредственно из тары требуемая интенсивность испарения должна быть обеспечена теплопритоком от окружающего воздуха за счет естественной или принудительной конвекции, что следует обосновать соответствующими расчетами, согласованными со специализированной в области безопасного обращения с хлором организацией.
271. Отбор газообразного хлора из баллона (без сифона) следует проводить при вертикальном или наклонном положении баллона, в этом случае вентиль находится в верхнем положении (угол наклона не более 15°). Отбор жидкого хлора проводят при наклонном положении баллона - вентилем вниз.
272. Отбор хлора из контейнера следует осуществлять при горизонтальном его положении. Вентили должны быть расположены друг над другом, при этом верхний вентиль через сифон сообщается с газовой фазой, а нижний вентиль - с жидкой фазой.
273. Отбор жидкого хлора из баллонов и контейнеров следует осуществлять за счет собственного давления хлора в таре. При использовании контейнеров допускается передавливание хлором или сухим воздухом (азотом) при давлении не более 1,2 МПа (12 кгс/см ). Не допускается отбор жидкого хлора одновременно из двух и более сосудов.
274. Отбор газообразного хлора из баллонов и контейнеров следует производить с учетом требований пункта 269 настоящих Правил при выполнении следующих условий:
а) технология отбора должна исключать обмерзание сосуда;
б) количество одновременно подключенных сосудов должно быть не более двух на одну технологическую линию;
в) подача газообразного хлора в линию потребления должна быть осуществлена через систему очистки от механических примесей.
275. При отборе хлора из баллонов и контейнеров должен осуществляться постоянный контроль расхода хлора и окончания опорожнения емкости.
276. Остаточное давление в опорожненном сосуде должно быть не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см ).
277. После окончания отбора хлора из сосуда (контейнера или баллона) должны быть закрыты и проверены на герметичность вентили сосуда, а затем установлены заглушки и защитные колпаки.
278. Порожние, подготовленные к транспортированию сосуды должны быть герметичны и размещены отдельно от наполненных.
Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, д.12, лит. А, офис 24
imhotep00@mail.ru
+7 (812) 679-25-75